Групповая динамика в бизнес тренингах

  • Печать

Групповая динамика 

- это важнейший аспект, фундамент продуктивной работы группы. Умение  управлять групповой динамикой– один из базовых навыков тренера, от которого зависит как субъективная оценка тренинга участниками, так и объективная его успешность.
Некоторые тренеры контролируют групповую динамику бессознательно, именно это качество иногда называют харизмой. Другие учатся техникам, приемам и алгоритмам, направленным на оценку и изменение групповой динамики. Наиболее эффективно, естественно, совмещение интуитивных способностей с сознательными навыками.


Надо сказать, что в мире бизнес тренингов под групповой динамикой понимается не совсем то же самое, что в психологии и психотерапии. В то время как классическое определение групповой динамики – «совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений», говоря о групповой динамике в контексте тренинга, обычно понимается энергетический уровень группы – бодрость участников, их вовлеченность в процесс тренинга, открытость новому и готовность быть активными.

Как держать групповую динамику на уровне?

Чтобы групповая динамика (в этом понимании) была на уровне – необходимо соблюдать определённую логику длительности занятий:
1.     С одной стороны, монотония, усталость от однотипной занятости, даже если само по себе занятие интересное, накапливаясь, играет против тренера: участники утомляются, становятся невнимательными, начинают  отвлекаться.
По этой причине характер деятельности должен меняться, как только накапливается усталость. При этом содержательно можно продолжать движение в том же направлении, сменить лишь оболочку, форму подачи. Так, если идет групповая дискуссия, и группа утомилась – можно без ущерба для процесса переключить группу на обсуждение в парах или мини-группах, а потом предложить выступить по одному человеку от мини-группы с рассказом об их выводах.
Надо сказать, что сам цикл Колба, на котором классически строится привычная модель тренинга, подсказывает порядок смены деятельности: после какой-то активности (этап получения опыта) идет этап осознания своих впечатлений, который проще и эффективнее всего проводить в виде шэринга, сбора обратной связи в общий круг. Следующий этап – формирование выводов может проводиться в любой форме диалога: со всей группой,  несколькими участниками (работа в мини-группах), с кем-то одним (работа в парах) и даже диалог с самим собой – индивидуальная работа. Последнее, правда, надолго затягивать не стоит, а то участники начинают скучать. 


Наконец, этап применения выводов может проходить по-разному, в зависимости от их характера и области: если это возможно – одним из  вариантов является отработка выводов, повторяя то же упражнение, которое давалось на этапе получения опыта, исправляя сделанные ошибки. Такой подход используется, например, в бизнес тренингах, направленных на различные формы коммуникации: продажи, переговоры, конфликты и т.д. Если же выводы таковы, что «внутри» бизнес тренинга их применить не получится: например, связанные, скажем, с тайм-менеджментом или стресс-менеджментом – этот этап тоже сводится к какой-либо форме дискуссии, в которой обсуждается, как именно участники изменят поведение в свете сделанных выводов.

Что важно учитывать для поддержания групповой динамики?

К таким потребностям в контексте бизнес тренинга относятся:Так же стоит помнить, что участники – живые люди, состоящие не только из мозга, который надо обучить, а и из тела, имеющего свои потребности.

  •     Потребность в движении: несколько часов подряд в одной позе утомительны, особенно если сопровождаются напряженной интеллектуальной работой. Необ-ходимо хотя бы иногда прерываться на двигательные разминки, по возможно-сти – включать двигательный элемент в содержательные упражнения и обяза-тельно заставлять двигаться в перерывы, не позволять участникам оставаться сидеть в той же позе.
  •    Потребность в питании: если тренинг длится дольше 1,5 часов – стоит подумать о предоставлении участникам возможности попить чай/кофе с чайностями; если тренинг длится дольше 4 часов – нужно дать группе возможность всерьёз перекусить. Кстати, к питанию можно отнести и потребность курильщиков в никотине: дерганные, страдающие от нехватки дозы любимого наркотика участники не добавят тренингу позитива и продуктивности
  •     Потребность в кислороде. Если помещение, в котором проходит бизнес тренинг, не оборудовано системой вентиляции или кондиционером, или если вы не проводите тренинг в спортзале – необходимо помнить о регулярных проветриваниях. Внешне кислородное голодание выглядит как сильная степень утомления: люди начинают отвлекаться, «выпадать» из процесса, засыпать, продуктивность рабо-ты снижается.

Еще про групповую динамику..

2.    С другой стороны, переключение процессов не должно мешать этим самым процессам. Представьте, что вы смотрите телевизор: постоянно смотреть одну и ту же передачу надо-ест, но и щелкать по каналам, не успевая понять суть показываемого, не более интересно.
Иными словами, каждый процесс в тренинге должен быть завершенным блоком, в нем должны быть:

  •     Дебют – в котором процесс называется, объясняется его цель (или собираются цели участников, в зависимости от содержания процесса), разъясняется регла-мент, дается инструкция. Задача дебюта считается выполненной, если, присту-пая к новому процессу в тренинге, каждый участник понимает что он сейчас будет делать, как долго и зачем.
  •     Миттельшпиль – непосредственное содержание процесса. Это может быть упражнение, разминка, дискуссия, решение кейсов – что угодно. Соответствен-но, цели миттельшпиля и роль тренера полностью зависят от содержания про-цесса.
  •     Эндшпиль – завершение игры. Это этап любого процесса, на котором участни-ки соотносят фактически полученное и произошедшее с целями, обозначенны-ми в дебюте. Эндшпиль проведен правильно, если после завершения процесса и перехода к следующему каждый участник доволен произошедшим, считает, что продуктивно провел время и имеет представление о том, что ему дал завершенный процесс.

 

Таким образом, на каждый шаг тренинга как будто бы заключается мини-контракт с участниками, включающий их мотивацию (значимость этапа для них, как правило – через связь с глобальной целью на тренинг), регламент и подведение итогов в конце. Постоянно находясь в понятном, структурированном пространстве, имея представление о цели происходящего, и понимая пользу от уже произошедшего участники будут оставаться включенными в процесс, мотивированными и заинтересованными.
Переключение же между процессами без понимания того, почему предыдущий процесс можно считать завершенным, что он дал участникам и для чего был нужен создаёт ощущение потери времени и демотивирует участников.